Экзамен CAT4
Экзамен CAT4
Экзамен CAT4
Все чаще стали поступать обращения от российских родителей по поводу подготовки детей к тесту CAT4 звучат всё чаще и чаще. Действительно, многие британские и международные школы при поступлении просят представить результаты данного теста или предлагают пройти его.
Мы проводим успешную подготовку к CAT4 благодаря опытным преподавателям и образцам экзаменов прошлых лет, как очно, так и дистанционно.
Однако сдать CAT4 в России иногда бывает не просто. Например, школы Великобритании, разрешают сдавать CAT4 на площадке «Альбиона», а международные школы в Дубае нередко просят приехать к ним и давать очно.
Что делать в таком случае? Иногда можно договориться со школой о сдаче аналогичного теста, UKset, который так же оценивает мыслительные способности, да и содержит практически идентичные разделы и задания, а пройти его можно и в России, в частности в «Альбионе» , который является уполномоченным центром по подготовке и приёму тестов UKiset. Наш опыт показывает, что британские и международные школы в самых популярных для релокации странах, например, в ОАЭ, зачастую согласны на такую замену.
Если же зарубежная школа требует строго CAT4 для поступления - основное внимание в процессе подготовки следует уделить совершенствованию знаний английского языка, что требует гораздо больше времени, нежели освоение навыков решений логических заданий. Впрочем, данная рекомендация верна и для теста UKiset.
Что такое CAT4
CAT4 (Cognitive Abilities Test: Fourth Edition) – четвертое издание теста на познавательные способности, используемого на разных этапах школьного образования в Великобритании. Тест позволяет оценить сильные и слабые стороны школьника и дать прогнозы по его успеваемости в дальнейшей учёбе.
CAT4 применяется также в качестве вступительного экзамена во многие престижные британские частные школы. Так что, если в планах поступление в одну из таких школ, скорее всего, ребёнку не раз придется столкнуться с данным тестированием.
Что измеряет CAT4
Создатели теста, британская образовательная компания GL Assessment, утверждают, что CAT4 выявляет скрытый потенциал ученика и может предсказать его результаты на школьных экзаменах.
Но самое главное – он помогает учителям и родителям выстроить правильную траекторию развития и обучения ребенка.
CAT4 не привязан к учебной программе и отдельным предметам, как и многие другие системы тестирования за рубежом, он измеряет логическое мышление. Считается, что именно оно лежит в основе успешной учебы и способности воспринимать информацию и накапливать знания.
Тест рассчитан на школьников 6-17+ лет, он состоит из 3 частей, каждая из которых длится 45 минут. Проходить тест можно как в цифровом, так и в бумажном формате, в группе и индивидуально.
В целом, оцениваются все основные аспекты мыслительного процесса и интеллекта ребенка – вербальные и невербальные навыки, количественное и пространственное мышление.
По итогам теста, некоторые школы распределяют учеников по группам (сетам) в зависимости от текущего уровня знаний и способностей. Это позволяет каждому двигаться в своем темпе, максимально эффективно осваивая учебный материал в соответствие со своими возможностями. При наборе новых учеников CAT4 служит индикатором того, готов ли ребенок к учебе в данной школе, сможет ли успевать за одноклассниками.
Как проходит тестирование
CAT4 делится на три части, объединяющие задания по языку, математике, ассоциативному и пространственному мышлению. Даются вопросы с пятью вариантами ответов.
- В первой части проверяется невербальная логика (Non-Verbal Reasoning - NVR). Нужно решить задачи на классификацию фигур – сравнить, найти общее или закономерности и продолжить ряд, выбрав правильный ответ из предложенных.
- Во второй части предлагаются задания на вербальную логику (Verbal Reasoning - VR) и количественное мышление (Quantitative Reasoning - QR). Все они предполагают выявление общего признака. Например, нужно изучить группу слов (VR), найти, что их объединяет и добавить недостающее слово из вариантов ответа. Затем определить словесные и числовые аналогии (VR/ QR): узнать, по какому принципу два слова/числа объединены в пару, и подобрать такую же пару третьему слову/числу. В случае с числовыми аналогиями ученику потребуется совершить простые математические действия, чтобы найти правило.
- В третьей части используется простейшая математика и геометрия – тестируемый получает задания на последовательность чисел (QR) и пространственное мышление (анализ и определение фигур и форм – SA). В числовых последовательностях надо найти закономерность и определить, какое число должно быть следующим. В геометрических задачах надо выявить скрытые фигуры, а также представить полную картину на основе частичных данных - например, ответить, как будет выглядеть сложенный лист бумаги с пробитыми в нем отверстиями, если его развернуть.
Вопросы на пространственное мышление – новый раздел теста, они появились в ответ на последние исследования, подтвердившие связь между развитием этих навыков и успехами в естественнонаучных и технических предметах (STEM). Ученые доказали, что пространственное мышление можно и нужно тренировать и благодаря этому «выравнивать» способности к соответствующим предметам.
Как оценивается результат
По результатам тестирования ученики, родители и учителя получают разные по формату и содержанию отчеты. Первым выдается общая характеристика с указанием, на каком уровне находится их результат в каждой категории (средний, выше среднего и т.д.), а также рекомендации по более эффективному обучению и индикатор возможных оценок на школьных экзаменах.
Родители, кроме этого, видят набранные баллы и их соотношение с результатами других учеников. Им также даются советы, как улучшить успеваемость ребенка.
Для школ же составляется более подробный и детальный отчет с описанием текущих показателей и потенциала каждого ученика и прогнозами относительно его академических успехов по разным предметам. Для большей наглядности и лучшего понимания отчеты сопровождаются графической, текстовой и цифровой информацией.
Общий балл SAS (Standardised Age Scores) выставляется с учетом возраста ученика и средней оценки по стране. Берется репрезентативная выборка школьников одного возраста по всему Соединенному Королевству, анализируются их результаты CAT4 и выводится некий средний балл, который принимается за 100%. Соответственно, SAS отдельного ученика может быть выше или ниже 100%, и это и есть индикатор его способностей и интеллекта.
Кроме общего балла, SAS выставляется и по каждому аспекту (VR, NVR, QR, SR). Таким образом можно понять, в чем ребенок преуспевает, а где отстает. И даже шире: к чему у него есть склонности и предпочтения и чем ему стоит заниматься дальше. Если отставание в баллах от среднего значения слишком большое, это означает, что ребенку требуется дополнительная помощь в той области, которую он провалил. Проводя CAT4 в начале и конце учебного года или в разные учебные периоды, можно оценивать прогресс ученика, то, что в британских школах называется Value Added.
В отчете о результатах теста также указывается рейтинг ученика в процентах (National Percentile Rank - NPR) и оценка по девятибалльной шкале (так называемая Standard Nine – Stanine).
Средний рейтинг NPR – 50%. Если ученик получает, к примеру, 20%, это значит, что он отстает от большинства и находится в числе 20% тех, кто показал худшие результаты. Если набирает 95%, то он в числе 5% лучших школьников по стране.
Соотношение оценок CAT4
|
Соотношение оценок CAT4 |
||||
|
Результат |
Stanine |
% случаев |
NPR |
SAS |
|
Очень высокий |
9 |
4% |
97 и выше |
127 и выше |
|
Выше среднего |
8 |
7% |
90-96 |
119-126 |
|
7 |
12% |
78-89 |
112-118 |
|
|
Средний |
6 |
17% |
59-77 |
104-111 |
|
5 |
20% |
41-58 |
97-103 |
|
|
4 |
17% |
23-40 |
89-96 |
|
|
Ниже среднего |
3 |
12% |
12-22 |
82-88 |
|
2 |
7% |
5-11 |
74-81 |
|
|
Очень низкий |
1 |
4% |
4 и ниже |
73 и ниже |
Нужно ли готовиться к CAT4
Тест CAT4 определяет текущий уровень развития школьника и его способности, а поэтому не подразумевает никакой специальной подготовки. Однако если тестирование предстоит иностранному ученику при поступлении в британскую школу, могут возникнуть сложности и даже паника из-за непонимания заданий, неготовности к формату экзамена и временных ограничений - в этом случае подготовка к экзамену просто необходима!
В связи с этим мы рекомендуем как минимум ознакомиться с подобными экзаменационными заданиями заранее, а ещё лучше потренироваться на тестах прошлых лет с помощью опытных репетиторов. Это позволит ребенку почувствовать себя уверенно и показать себя с лучшей стороны во время тестирования.
Записаться на занятия